Картины слепых художников. Мастера «без глаз»

Слепой художник. Что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Наверняка, возникает вопрос «Как?!» Как люди, лишенные возможности видеть, могут что-то изобразить на бумаге и холсте? Как они, не знающие, что такое красный и синий, могут создавать настоящие произведения искусства? Тем не менее, слепых художников не так уж и мало.

Сергей Поползин

Он, сколько себя помнит, всегда мечтал стать профессиональным художником и несколько раз пытался поступить в художественное училище Иркутска. Недолго проучившись он вынужден был бросить занятия в силу некоторых обстоятельств, однако продолжал заниматься рисованием как одержимый. Практически все свободное время Сергей проводил в музеях, экспериментировал с материалами и фактурами, изучал искусство иконописи, копировал работы великих мастеров. Но его талант не был признан широкой публикой. Это обстоятельство привело к попытке суицида: Сергей пытался застрелиться, но пуля прошла навылет. Он выжил, но полностью лишился зрения. Все свои работы он сжег, но через какое-то время опять взял в руки кисти и краски. Эскиз будущей картины он «рисует» в своем воображении, продумывая каждую деталь до мельчайших подробностей и используя две техники: лессировку и пастозную живопись. В первом случае мастер смешивает краски на холсте, нанося их тонким, почти прозрачным слоем. Во втором получается своего рода рельефное изображение путем нанесения краски плотными мазками. Для ориентировки в пространстве Сергей втыкает в полотно иголки, а в некоторых случаях пользуется картонными трафаретами.

Сергей Поползин1
Джон Брамблитт

После очередного эпилептического приступа американский художник Джон Брамблитт потерял зрение и мог различать только свет и темноту. Свое спасение от отчаяния, тоски и уныния он нашел в рисовании, разработав свой неповторимый стиль: он использует специальные текстурные краски, за счет чего ориентируется на холсте. Осязание стало его «глазами». Все тюбики с красками подписаны шрифтом Брайля, а для их смешивания Джон отмеряет необходимое количество каждого цвета подобно отмериванию ингредиентов для выпечки торта.

Джон Брамблитт1

Джон Брамблитт2

Джон Брамблитт3
Терри Хопвуд Джексон

Терри является не только художником, но и прекрасным учителем, помогающим незрячим научиться рисовать. Он разработал собственную методику: сначала необходимо сделать «набросок», используя пластилин, с помощью которого можно разделить участки полотна. Далее эти «зоны» заполняются акриловыми красками. По словам мастера, смешивать краски, чтобы добиться нужного оттенка, довольно сложно: для этого может понадобиться помощник, которому можно полностью доверять, или просто феноменальные память и воображение.

Терри Хопвуд Джексон

Терри Хопвуд Джексон2
Эсреф Армаган

Эсреф родился слепым в бедной семье и никогда не учился ни грамоте, ни, тем более, живописи. Тем не менее он является настоящей гордостью Турции. В 25 лет он впервые попробовал рисовать масляными красками, причем вместо кисти использовал свои пальцы. Художник предпочитает работать в абсолютной тишине. Как говорит он сам, он должен «проникнуть внутрь своей картины и стать с ней одним целым». Техника Эсрефа заключается в следующем: сначала при помощи стилоса для брайлевского письма он делает эскиз, после пальцем наносит первый цвет и ждет его полного высыхания. Этот процесс занимает порядка 3-х дней, он необходим для того, чтобы краски не размазывались.

Эсреф Армаган

Эсреф Армаган2

Эсреф Армаган3
Кит Салмон

Больше всего Кит любит прогуливаться по горам, и именно они являются главным сюжетом его работ. Кит изучал изобразительное искусство в колледже, некоторое время работал скульптором, выставлялся и имел успех. Но постепенно его зрение стало очень быстро ухудшаться, однако он вовсе не хотел бросать свое любимое дело. Его творчество имеет два направления: пастельные рисунки и живопись мазками масла или акриловых красок. В последнее время мастер пытается соединить эти две техники, чтобы «как можно четче передать чудесный мир».

Кит Салмон

Кит Салмон2

Кит Салмон3
Лиза Фиттипальди

Болезнь отняла у Лизы зрение. Все, что она могла видеть – это серый цвет, но даже он вызывал нестерпимые головные боли. Единственное, что спасало – темные очки, которые она была вынуждена носить постоянно. Однажды муж принес ей акварельные краски. Именно это заставило женщину встрепенуться и перестать себя жалеть. Она рисовала все: различные предметы, животных, людей, пейзажи, и с каждым разом у нее получалось все лучше и лучше. Талант художницы не остался незамеченным: у нее много заказов, ее работы выставляются и продаются. В каждом ее произведении можно «прочесть» уникальную историю.

Лиза Фиттипальди

Лиза Фиттипальди1

Лиза Фиттипальди2